роботы робототехника микроконтроллеры


 Страниц (2): [1] 2 »   

> Описание: Никогда не сталкивался, прошу совета.
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



Вот картиночка, по ней хочу узнать.
Мост будет рулить двигателем на 14 вольт с потребляемым током до 18 ампер.

Могу ли я подавать ШИМ на управляющие входы моста?
Не нужны ли там диоды? И если да, то какие и как их воткнуть?
Я планирую использовать мосфеты IRLR024N (DS ).
Подойдут ли они для этой схемы?
Вообще, схема такая пойдет?

Спасибо. Улыбка
Прикреплено изображение
h_bridge4.gif

 
 Top
nest Администратор Post Id



Администратор


Сообщений всего: 4866
Дата рег-ции: Сент. 2009  



эххх ....
Н-мост строить надо начинать с 1-2 амперного.
накапливать опыт, а там уже и не будут появляться мелкие вопросы.

на 18 ампер можно вот этот мой раскачать: Сдвоенный Драйвер Мотора v.2 . только плату переделать для дорожек пошире и индуктивности и диоды посолиднее.
вместо GAL16V8 можно попробовать наваять на логике или рулить входами HIP4081 непосредственно с µC.

а ШИМ на какую частоту расчитывается ?

(Отредактировано автором: 17 Октября, 2009 - 00:06:25)

 
 Top
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



nest, спасибо, посмотрел ссылку. Не в обиду, но обычно в таких случаях говорят что-то там о количестве букв. Улыбка В том плане, что я не совсем понял, для каких целей Вы это разрабатывали, в смысле где это приспособлено.
Мне необходима надежно-тупая конструкция с минимумом деталей. Экономичность и КПД интересуют мало. Управляться мосфеты должны с АТмеги8. Там же будет висеть электрический градусник, семисегментный индикатор и две кнопки выбора температуры.

Мост, который я делаю, должен рулить двигателем отопителя в автомобиле. Жарче выбранной температуры- крутим вправо, холоднее- крутим влево. Примерно так.
Естественно, что теститься девайс будет на обычном кулере.

По частоте ШИМ пока не скажу- надо будет ставить опыты. Заполнение точно будет до 30%. Вообще по поводу ШИМ пока не уверен, может будет лучше через резистор пустить, чтобы обеспечить "первую скорость", как это и сделано заводом. Во-первых, не хочу, чтобы пищало. А во-вторых, сомнения терзают меня по поводу приема радио и как вообще ЭБУ (в смысле мозг авто) отнесется к сожительству с моей ШИМ.

nest, что делает HIP4081?
 
 Top
nest Администратор Post Id



Администратор


Сообщений всего: 4866
Дата рег-ции: Сент. 2009  



ОЛЕГ пишет:
что делает HIP4081?

MOSFET-драйвер. обеспечивает мосфетам нужный ток и напряжение для их закрытия/открытия.

ОЛЕГ пишет:
Экономичность там и КПД интересуют мало

тогда релюху на направление вращения и один мосфет (с драйвером) для ШИМ.

дело не в том, что сложно или просто. а в том, что чем выше токи, тем надо больше уделять внимания на управление Н-моста.
в твоей схеме есть вероятность сквозных токов: например VT1 ещё не совсем закрылся, а VT2 уже открывается - имеем КЗ по питанию. если всё же это замыкание мосфеты и конструкция выдержит, то бросок тока идёт по всей бортовой сети и вся другая электроника начинает глючить. Это просто не красиво.

Если уж делать - то делать всё как надо.

Кулер, кстати, имеет вентильный двигатель. он будет вести себя ... немного не так, как нормальный коллекторный.
 
 Top
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



По драйверу понял, спасибо. Если открывать- закрывать мосфеты АТмегой через резистор около 100 Ом- будет ли это хорошо? Подобная схема успешно мной применялась, нареканий не было.

Релюхи не хочу, потому что щелкают. Замешательство

nest пишет:
дело не в том, что сложно или просто. а в том, что чем выше токи, тем надо больше уделять внимания на управление Н-моста.

Вот в этом вопрос и есть. Там как-то диоды ставятся. Я просто не совсем в курсе. Они для этого?
По поводу КЗ- спасибо, я этого не знал.
Что, если просто запаузить переключение контуров: выкл1- пауза- вкл2? Это должно решить проблему, по-моему? Я планирую применять только режимы вперед, реверс, свободное вращение.

С кулером понял, но все равно буду на нем тестить. Чисто "позырить, как пашет". Подмигивающий

Кстати, VT1- VT4- одинаковые в плане полярности?

Цитата:
Это просто не красиво.

Это не просто не красиво. Это ужасно. Жуть
 
 Top
nest Администратор Post Id



Администратор


Сообщений всего: 4866
Дата рег-ции: Сент. 2009  



ОЛЕГ пишет:
открывать- закрывать мосфеты АТмегой через резистор около 100 Ом- будет ли это хорошо? Подобная схема успешно мной применялась, нареканий не было.


нагрузка была, поди, пару ампер всего ?
фронты импульсов на нагрузке смотрел ?

при ШИМ мосфеты должны открываться и закрываться быстро.
а если через 100 Ом - будет мееееедлееенннооо.
с точки зрения КПД - неэффективно, но работать до определённой частоты будет, да.

ОЛЕГ пишет:
Там как-то диоды ставятся. Я просто не совсем в курсе. Они для этого?

гм... вообще то диоды - что бы противи-ЭДС погасить. это из начального курса электротехники.
Диоды ставятся так же, как и в L293 (см. прикреплёнку). ничего нового.
диоды нужны минимум на тот же ток, что и нагрузка. И они должны быть быстрыми (шоттки).

ОЛЕГ пишет:
если просто запаузить переключение контуров: выкл1- пауза- вкл2? Это должно решить проблему?

это решит. да. но есть нештатные условия, например, зависание микроконтроллера в каком то положении и ... всё. вплоть до воспламенения проводки и сгорания всего транспортного средства. я б не стал рисковать :)

электроника - это как езда на автобусе.
можно без билета. часто прокатывает. но неприятности могут стечься в глобальный инциндент. и ... "ага" :)
а можно всегда всё делать правильно и тем самым быть имунным к неприятностям.

ставь релюху, пусть щёлкает. она не так уж часто и громко это делает. да и в автоэлектрике их ... одной больше, одной меньше ...
 
 Top
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



nest пишет:
нагрузка была, поди, пару ампер всего ?
фронты импульсов на нагрузке смотрел ?

Да, около полутора, и что-то около 17 вольт. Без ШИМ.

То есть, если без ШИМ, то можно без драйвера, просто через резистор? И пускай медленно.

nest пишет:
гм... вообще то диоды - что бы противи-ЭДС погасить. это из начального курса электротехники.
Диоды ставятся так же, как и в L293 (см. прикреплёнку). ничего нового.

Ага, спасибо, nest, это именно то что я и хотел узнать.
ПС: за моей кормой высший курс химии и медицины. Замешательство

nest пишет:
вплоть до воспламенения проводки и сгорания всего

Дык с предохранителем же. Ампер 20 отдельно и специально для всего этого безобразия. Улыбка

nest пишет:
ставь релюху, пусть щёлкает

Это скучно. Но, убедил, надежно.
Надо подумать. И вправду, чтобы сделать и забыть. Подмигивающий
 
 Top
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



Решил обойтись без ШИМ, потому как не нужно.
nest, я, нарисовав примерную схему с релюхами, понял, что при отказе хотя бы одной релюхи незамедлительно следует кара в виде КЗ.
Поэтому зависание МК- дело тоже такое, вероятностное.
 
 Top
nest Администратор Post Id



Администратор


Сообщений всего: 4866
Дата рег-ции: Сент. 2009  



гм... это как ?

там то нужна одна релюха с двумя переключающимися парой контактов.

можно схему посмотреть ?

(Отредактировано автором: 25 Октября, 2009 - 15:11:21)

 
 Top
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



Да, конечно. Только я не художник. Замешательство

Это функциональная схема, если можно так выразиться. Рисовалась чисто условно, для себя; есть огрехи.
Верхняя часть- штатная система управления. Слева- направо: мотор, резисторы, переключатель скоростей.
Я планирую врезаться в цепь перед мотором и питать свою схему управления от провода 3 скорости (я ей не пользуюсь)- это провод от цифры 3 переключателя.
Левые два пятиконтактных реле обеспечивают работу в нормальном режиме, когда они обесточены. При подаче на них напряжения они перекидываются на работу с моей системой управления.
Правые реле обеспечивают возможность реверсирования двигателя.
Обеспечивается проверка переключения левых реле. Если этого не происходит- правые тоже не переключатся.
Мосфет нужен для выключения двигателя.
МК- имеется в виду транзисторный ключ, управляемый МК. Скорее всего, это будут мосфет на 200В 18А.

Сложности все связаны именно с необходимостью реверса.
Прикреплено изображение
img153.jpg

 
 Top
nest Администратор Post Id



Администратор


Сообщений всего: 4866
Дата рег-ции: Сент. 2009  



вот так примерно.
нужно реле с двумя переключающими контактами. наверняка автомобильные есть...

но как там с "врезаться в штатную проводку" и управлять от номера "3" ... КРЕН знает.
и ещё ... там вроде масса в моторе намертво соединена ... возможнео придётся ШИМ-ить плюс, а не минус как у меня на схеме.
Прикреплено изображение
354.png

 
 Top
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



Все правильно. Спасибо за потраченное время.
По сути наши схемы одинаковы.

Врезаться в проводку и минус мотора, прикрученный к массе,- не проблема.

ОЛЕГ пишет:
Сложности все связаны именно с необходимостью реверса.

Сложности не в том смысле, что я не знаю как, а в том смысле, что это очень сильно усложняет реализацию идеи.
И вероятность КЗ- как раз вследствие него, т.е. реверса.
Если при вращении в обратном направлении релюха, отвечающая за отключение штатного питания мотора (где, разумеется, полярность правильная), по какой-либо причине уронит якорь, цепь коротнет.
Плюс использования реле состоит в том, что в этом случае сгорит предохранитель. В случае использования моста предохранитель сгорит последним. Поэтому спасибо, что убедил использовать реле.Улыбка

Я отметил идентичную часть схемы.
Все остальное- врезка и "управление от цифры "3".

На самом деле, nest, не забивай себе голову электрикой моей машины. ВАЗ- дело темное... Улыбка Улыбка Улыбка
Прикреплено изображение
img153-1.jpg

 
 Top
nest Администратор Post Id



Администратор


Сообщений всего: 4866
Дата рег-ции: Сент. 2009  



хм. стоп!
переключатель положений - это ведь типа "один-из".
т.е. в положении "3" все остальные выводы висят в воздухе...

тогда просто третье положение развязвать через мощный диод.
а реле реверса в "обесточенном" положении должно замыкать полярность для "нормального" направления вращения. а блок ШИМ - пусть откроет MOSFET полностью.
Прикреплено изображение
3541.png

 
 Top
ОЛЕГ Супермодератор Post Id



Супермодератор


Сообщений всего: 1732
Дата рег-ции: Нояб. 2008  



Вот спасибо тебе огромное! высший восторг
Я почему-то об этом даже не подумал- развязаться диодом.

Посмотрел что помощнее есть и поближе к дому- нашел такой вот сдвоенный диод: DS .
Такой подойдет для этих целей, если ножки запараллелить? Мотор кушает 14А на максимуме. Вольтаж тоже хочу повыше- скачки там всякие...
 
 Top
nest Администратор Post Id



Администратор


Сообщений всего: 4866
Дата рег-ции: Сент. 2009  



нннннуу... можно попробовать.
 
 Top
Страниц (2): [1] 2 »
« Электронная мастерская »


Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 





Powered by Exclusive Bulletin Board
ExBB FM 1.0 RC1 Smiles by Fool from Foolstown
  Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru