13.09.06 |
Многоногий атлет мечтает о забегах по лунным просторам
|
На этой неделе NASA приступает к испытаниям ряда экспериментальных роботов и роверов в знаменитом аризонском кратере, а также в местечке Синдер-Лейк (Cinder Lake), отличающемся "лунным" ландшафтом.
Среди новинок — ровер "Атлет" (ATHLETE). Или робот? Скорее, и то, и другое, так как он может выступать в качестве лунного грузовика, передвижной базы, топливозаправщика, геолога и бог знает чего ещё. Похоже, создатели не закончили составлять список возможных профессий этого аппарата. Кстати, данный проект ещё будет развиваться.Нужно пояснить, что ATHLETE — это сокращение от All-Terrain, Hex-Legged Extra-Terrestrial Explorer, то есть "Внедорожный шестиногий внеземной исследователь".
"Атлет" имеет приличные размеры и может как катиться на колёсах, так и бегать, карабкаться с помощью ног. Благо каждая из них имеет шесть степеней свободы и поэтому может выступать в роли гибкого манипулятора.
Разработан "Атлет" специалистами Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) при участии инженеров и учёных из ряда исследовательских центров NASA, а также университета Стэнфорда (Stanford University) и фирмы Boeing.
Шесть мощных ног аппарата заканчиваются колёсами, каждое из которых может поворачиваться в разные стороны и имеет свой силовой привод.Однако, если более-менее ровная местность — как, скажем, в местах посадки кораблей Apollo, — сменится скалами и камнями, "Атлет" может зафиксировать колёса и начать двигаться как паук.
Робот с поперечником более 4 метров умеет разгоняться до 10 километров в час, преодолевать подъём в 50 градусов на скальном грунте и в 25 — на мягком песке. Также для него не станет препятствием вертикальный уступ высотой в метр с хвостиком.
Создатели машины пишут, что на неё сверху можно поставить любую платформу с научной аппаратурой, буровой вышкой, цистернами и заправочными системами для ракет, массу других исполнительных механизмов. По Луне всё это будет передвигаться по командам людей или заложенной программы.
Собственно, "Атлет" — это лишь универсальные ноги для других машин. Но ноги эти "умные". Помимо уже имеющейся способности к автономным вояжам, создатели машины намереваются позже добавить ей умение реагировать на голосовые команды и даже жесты.
Грузоподъёмность нового робота равна 450 килограммам (и это также рекорд для машин такого рода). Причём конструкция "Атлета" предусматривает возможность стыковки двух или более таких машин в гигантские самоходные платформы — если понадобится перевезти что-то более внушительное.
Роботы "Атлет" могут превращаться в самые разнообразные устройства. А во время транспортировки — компактно складываться "пачками". Кстати, и в ходе испытаний "Атлета", начинающихся на этой неделе, помимо прочих задач, новый робот должен будет доставить в "удалённый район Луны" макет миниатюрной "базы отдыха" астронавтов (которые будут часами работать вместе с роботом в скафандрах).
Источник: Membrana
13.09.06 |
Новая нанопрограмма РФ:
еще одна попытка пробиться в лидеры
|
Государство решило раскошелиться на науку - федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры нанотехнологий в РФ на 2007-2010 гг." стоимостью около 30 млрд. руб. будет финансироваться в основном за счет средств федерального бюджета. Однако нанопрограмма РФ вызывает смешанные чувства: средств для того, чтобы догнать аналогичные программы сверхдержав, выделено явно недостаточно, но зато сделан первый шаг в направлении развития этой приоритетной отрасли науки и технологии.
Когда речь идет о развитии нанотехнологий, имеются в виду три направления: изготовление электронных схем (в том числе и объемных) с активными элементами, размерами сравнимыми с размерами молекул и атомов; разработка и изготовление наномашин, т.е. механизмов и роботов размером с молекулу; непосредственная манипуляция атомами и молекулами и сборка из них всего существующего.
Реализация всех этих направлений уже началась. Почти десять лет назад были получены первые результаты по перемещению единичных атомов и сборки из них определенных конструкций, разработаны и изготовлены первые наноэлектронные элементы.
Основной проблемой в наноиндустрии на сегодняшний день является управляемый механосинтез, т.е. составление молекул из атомов с помощью механического приближения до тех пор, пока не вступят в действие соответствующие химические связи. Для обеспечения механосинтеза необходим наноманипулятор, способный захватывать отдельные атомы и молекулы и манипулировать ими в радиусе до 100 нм. Наноманипулятор должен управляться либо макрокомпьютером, либо нанокомпьютером, встроенным в робота-сборщика (ассемблера), управляющего манипулятором.
Источник: CNews
13.09.06 |
Испытана система автоматической дозаправки в воздухе
|
Исследовательское агентство Пентагона (DARPA), исследовательский центр Драйдена (NASA Dryden Flight Research Center) и компания Boeing провели испытания новой системы автоматической дозаправки самолётов в воздухе, которая взяла на себя трудную задачу ювелирно точного удержания истребителя — при подходе к заправочному конусу, соединении с ним и перекачке горючего.
В серии испытаний системы "Демонстрация автономной дозаправки в воздухе" (Autonomous Airborne Refueling Demonstration — AARD) принимали участие модифицированный летающий танкер KC-767 и нестандартный истребитель F/A-18, способный полноценно летать в полностью беспилотном режиме. Чтобы компьютерная система могла самостоятельно прицеливать F/A-18, подводить его заправочную штангу к конусу, болтающемуся в потоке за заправщиком, выполнять стыковку и перекачку топлива, оба самолёта вычисляли своё точное взаимное расположение по сигналам датчиков спутниковой навигации GPS.
Источник: Membrana
|