Корнеллский робот. Робот университета Мейдзи. Эволюционное моделирование самосознания.
РОБОТ, РИСУЮЩИЙ, КАК ДЖЕКСОН ПОЛЛОК
Кто является художником - робот, программа или конструктор?
Тофер Макфэрланд (Topher McFarland), студент Университета Вашингтона (Washington University), нажал на выключатель, и робот начал сосать через трубку белую краску. Следующей командой Макфэрланд послал робота в непредсказуемый танец: белая струйка краски забила на лист картона.
Через несколько минут Макфэрланд имел законченное произведение искусства. И если немного зажмурить глаза, то могло показаться, что перед нами работа знаменитого Нью-Йоркского художника Джексона Поллока (Jackson Pollock), прославившегося своими залитыми и закапанными краской полотнами. В прошлом году один из его холстов "No 5, 1948" был продан за 140 миллионов долларов.
Тофер Макфэрланд (Topher McFarland) с рисующим роботом Action Jackson.
Робот, создающий картины, подобные произведениям Джексона Поллока, получил имя Action Jackson. Но является ли он настоящим художником? И можно ли назвать его действия творчеством? Этот вопрос становится достаточно актуальным, так как многие современные художники используют компьютеры и робототехнические устройства в своей работе.
Многие художники и ученые говорят, что, прежде чем робот станет обладателем творческой силы, он должен получить автономность. "Есть различие между роботом, который способен сделать свободный выбор относительно своего искусства, и роботом, который выполняет жесткие инструкции", - сказал Гэри Гринфилд (Gary Greenfield) из Университета Ричмонда (University of Richmond), занимающийся машинным искусством. "Мы не смешиваем Photoshop с творческой машиной, - сказал он, ссылаясь на цифровое программное обеспечение для формирования изображений. - Мы считаем его инструментом. Люди упускают это из виду, когда видят роботов".
Живопись Гарольда Коэна в Музее современного искусства, Сан Франциско.
Гарольд Коэн (Harold Cohen) - международно известный художник, считает, что слово "робот" слишком "замылилось". Еще в 1972 году Коэн стал пионером машинного искусства, создав одно из старейших в мире и наиболее уникальных приложений искусственного интеллекта - AARON. Продажная цена на некоторые большие холсты, созданные с помощью AARON, доходила до $10,000. Коэн запускал AARON, когда ложился спать. Программное обеспечение совмещалось с циклами обратной связи, которые позволяли принимать решения относительно дальнейших действий. На самом верхнем уровне AARON принимал решение, имеющее отношение к организации и композиции изображения. На самом низком уровне он вычислял инструкции для создания линий и форм, которые создают рисунок. Коэн весьма осторожно говорит, что творческая часть AARON является программным обеспечением независимо от того, какое устройство нанесения краски он присоединяет к нему, и при этом избегает называть AARON роботом.
Одно из произведений Action Jackson.
В отличие от Коэна, Макфэрланд признает, что Action Jackson является действительно просто автоматическим графопостроителем, выполняющим его инструкции. Но, называя его роботом и давая ему имя, он помогает Action Jackson приобретать личность.
Показывая Action Jackson на Вашингтон авеню, Макфэрладнд смог продать одни из подлинников Action Jackson, накапанных красным, белым и черным, за $10. Макфэрладн подписывает каждую работу Action Jackson, а над столом декана факультета инженерного проектирования Университета Вашингтона висит одно из его творений.
"Есть реальное сходство между работой Action Jackson и Джексона Поллока", - сказал Мэтью Бэйли (Matthew Bailey), аспирант Университета Вашингтона, специализирующийся на Поллоке.
Джексон Поллок (Jackson Pollock).
Вильям Смарт (William Smart), профессор информатики Университета Вашингтона, который является наставником Макфэрланда в проекте, сообщает, что, если Action Jackson - расширение рук художника, как кисть, тогда семя творческой силы - в программе, которая управляет машиной.
"Неуклюжесть Action Jackson является как раз тем, что люди более всего ценят в искусстве", - сказал Дуглас Репетто (Douglas Repetto), художник из Университета Колумбии (Columbia University), который курирует проект ArtBots. В отличие от струйного принтера, создающего идеальные кривые и прямые линии, некоторые художники включают неточности в свои работы так, что конечные результаты становятся более артистичными.
Артистическая неточность Action Jackson происходит менее из программирования, а более от тех материалов и деталей, которые были использованы при его изготовлении. Процессор робота использован от старого университетского спутникового проекта. Старый перистальтический насос, используемый для подачи крови, разбрызгивает краску. Пустые ручки Bic служат в качестве ножен для управляющих проводов.