09.12.14 |
Роботы-терапевты могут помочь детям
|
International Journal of Social Robotics (Международный журнал социальной робототехники) недавно опубликовал статью «Почему робот? Обзор роли и пользы применения социальных роботов для лечения детей-аутистов».
Что такое аутизм — точно неизвестно. Ребенок-аутист с ранних месяцев своего существования не реагирует улыбкой на улыбку, обращённую к нему, почти не пытается помочь взрослым взять его в руки с помощью изменения своей позы, не старается заглянуть в глаза… Что при этом интересно: дети-аутисты, при нормальном развитии, имеют словарный запас и грамотность ничуть не хуже, чем обычные, а взрослые аутисты даже превосходят в решении интеллектуальных задач многих обычных взрослых. В остальном, не считая эмоциональной сферы, аутисты очень похожи на обычных людей.
Более трех десятилетий назад российские исследователи заметили формирование у детей-аутистов эмоциональной связи с… игрушками! А сегодня сингапурские разработчики и ученые решили использовать эти особенности детей-аутистов для формирования у них эмоциональных и социальных навыков с помощью роботов. Тем более, что роботы обладают нескончаемым временем и неограниченным терпением.
И хотя в большинстве случаев при обнаружении аутизма не-марковские процессы формирования синаптической нейросети уже прошли, но можно воспользоваться избыточностью человеческого мозга, его параллелизмом. Сформировать «обходы», корректирующие нейросвязи. Формирование навыков смотреть людям в глаза, бросать другим мяч, приветствовать их берут на себя роботы. От специализированных «эмоциональных» андроидов, разработанных в университете Пизы по программе FACE team, до роботизированных мячиков Roball.
Эти робототехнические устройства просто наблюдают за детьми-аутистами, анализируют их состояние и выполняют определённые, запрограммированные с терапевтическими целями действия. Снова и снова. Не утомляясь и не раздражаясь. Пока у ребёнка не сформируются окольные нейроцепи, позволяющие улыбаться в ответ на чужую улыбку и приветствовать окружающих словом и доброжелательным жестом. Робот тут оказывается ценным помощником терапевта и педагога-дефектолога.
|