роботы
Downloads
Ссылки
Контакты

Склад будущего в представлении компании Kiva Systems
В случае необходимости полка сама подъезжает к работнику склада.

Социальный робот Jibo от Синтии Бризил
Разработчики надеются, что Jibo займет ключевое место в наших домах, возвещая наступление эры роботов.

MIoT - технологии IoT в производстве
Индустриальный Интернет вещей – движущая сила четвёртой промышленной революции
РОБОТЫ И РОБОТОТЕХНИКА :: НОВОСТИ
16.11.08

Миссия Phoenix Mars Lander завершена

Phoenix Mars Lander Миссия исследовательского аппарата «Феникс» (Phoenix Mars Lander), который 25 мая 2008 года приземлился на Красной планете, завершена. Со 2 ноября 2008 года «Феникс» не выходит на связь с Землей, и специалисты NASA объявили о завершении его успешной миссии. Скорее всего, с приходом осени аппарату не хватило зарядки для батарей, которые работали на солнечной энергии.

Космический аппарат «Феникс», миссия которого обошлась NASA в 420 млн долларов, пробыл на Марсе на два месяца дольше изначально запланированного срока. За пять месяцев работы он передал на Землю множество фотографий и результаты ценных геологических исследований. В частности, «Феникс» обнаружил два минерала, доказывающих присутствие воды в жидком виде на Красной планете в прошлом и нашел лед. Также ему удалось найти пищу для земных бактерий и выяснить, для каких культур марсианская почва подходит лучше всего. В конце сентября стало известно, что аппарат сумел зафиксировать на Марсе падающий снег.

Изначально рассчитанный лишь на три месяца работы, Phoenix отработал почти вдвое больше – с момента его приземления на Марсе 25 мая до 2 ноября он отработал 152 сола (марсианских солнечных дня), или 160 земных дней.

Аппарат получил и передал на Землю более 25 тысяч изображений, полученных несколькими фотокамерами и одним атомным силовым микроскопом, впервые в истории человечества работавшим на другой планете. В центры обработки данных поступили и огромные массивы данных о химическом составе и механических свойствах образцов грунта и льда, найденных на поверхности Марса. Их обработка только начинается, и, по словам главы научной программы миссии Питера Смита, этих данных хватит на годы и годы вперёд, чтобы, вновь и вновь перекапывая их, совершить ещё немало научных открытий.

Phoenix Mars Lander стал первым земным аппаратом, которому удалось дотронуться до марсианской воды – пусть и замёрзшей.

В июне, соскоблив всего несколько сантиметров оказавшегося неожиданно клейким марсианского грунта, «совочек» механической руки упёрся во что-то белое. Это могли быть лёд, на небольшую глубину залегания которого указывали разнообразные трещины, покрывавшие все окрестности Phoenix'а, куда мог дотянуться его взгляд, или соль – обычный NaCl. Когда через несколько дней белый налёт растаял, стало ясно, что речь идёт о льде.

Как сообщает gazeta.ru, немного позднее аппарат обнаружил следы частиц, очень напоминающих тонкие пластинки глины и карбонат кальция – проще говоря, известняк. По мнению учёных, для образования этих минералов требуется долговременное присутствие жидкой воды, притом не кислой, а нейтральной или слабощелочной. Как выяснил Phoenix, арктический грунт Марса до сих пор имеет слабощелочной состав – в отличие от всех прочих мест на Марсе, где грунт был кислотный. Некоторые специалисты миссии даже рассудили, что такой грунт вполне подошёл бы для выращивания репы.

Нашёл Phoenix и ядовитые в больших количествах соли хлорной кислоты – перхлораты, которые некоторые земные микроорганизмы, тем не менее, умудряются задействовать для своей жизнедеятельности. Могли ли древние обитатели Марса поступать подобным образом? Были ли таковые вовсе? Ответ на этот вопрос предстоит искать новым миссиям.

Если каким-то чудом зонд с именем мифической птицы останется целым после марсианской зимы и его солнечные батареи не пострадают, он снова попытается связаться с Землёй.

Ближайшие миссии на Марс

В 2009 году на Красную планету должен отправиться американский марсоход нового поколения Mars Science Laboratory (MSL). Огромный, три метра в длину самоходный робот, не вписавшийся в свой оригинальный бюджет и с трудом вписывающийся в габариты ракеты-носителя, должен отправиться к Марсу с таким количеством аппаратуры, которое не снилось ни одному прибору.

Кроме NASA Марс навестят и европейцы. В масштабном проекте будет участвовать и Россия: европейский космический аппарат по изучению Марса («Экзо-Марс») может быть запущен с помощью российской ракеты-носителя «Протон».

ЕКА готовит проект «Экзо-Марс» в сотрудничестве с Роскосмосом и NASA. Проект одобрен правительствами стран – членов ЕКА в декабре 2006 года и предполагает высадку на Марсе в 2013 году нового марсохода. Его главная задача – поиск следов жизни на планете.

Как отметил директор управления пилотируемых полетов ЕКА Даниэль Сакотт, его агентство хочет договориться с Россией об установке на «Экзо-Марсе» нагревательных приборов, работающих на радиоизотопных источниках энергии (они необходимы для предотвращения замерзания аппаратуры робота).

В холодном и несущем разного рода неприятности космосе марсоходу составит компанию Европейская автоматическая станция. Она будет передавать с орбиты планеты на Землю информацию, получаемую от робота.

По оценкам ЕКА, реализация проекта «Экзо-Марс» обойдется примерно в 1 млрд евро.

Источник: Взгляд