роботы
Downloads
Ссылки
Контакты

Склад будущего в представлении компании Kiva Systems
В случае необходимости полка сама подъезжает к работнику склада.

Социальный робот Jibo от Синтии Бризил
Разработчики надеются, что Jibo займет ключевое место в наших домах, возвещая наступление эры роботов.

MIoT - технологии IoT в производстве
Индустриальный Интернет вещей – движущая сила четвёртой промышленной революции
РОБОТЫ И РОБОТОТЕХНИКА :: НОВОСТИ
31.05.08

Техническая эпопея Phoenix Mars Lander

25 мая американский зонд Phoenix Mars Lander (Феникс) совершил посадку в районе северного полюса планеты Марс. Вскоре на Землю были переданы первые снимки поверхности Красной планеты. Посадка аппарата хотя и прошла штатно, но была проведена на 15 минут раньше запланированного.

Phoenix Mars Lander

Зонд NASA Phoenix был запущен 4 августа 2007 года с мыса Канаверал во Флориде; ему пришлось преодолеть расстояние в 675 млн км. Phoenix сконструирован по образцу более раннего зонда, разбившегося о поверхность Марса при посадке в 1999 году.

Программа на Красной планете рассчитана на 3 месяца. Phoenix должен будет взять пробы грунта, образцы атмосферных газов и регулярно передавать на Землю снимки поверхности планеты. Исследователи рассчитывают получить ответ на вопрос: существовали ли на Марсе хотя бы примитивные формы жизни.

Выполнение задач, запланированных на второй день нахождения на Марсе, было отложено из-за возникших неполадок. Связь с Phoenix была потеряна. Ряд задач космо-робота на Марсе пришлось отложить. Однако представители аэрокосмического агентства США отметили, что возникшая проблема не представляет серьезной угрозы проекту. Из-за сбоя в программном обеспечении искусственный спутник Марса - «Марсианский орбитальный разведчик» - отключил свой высокочастотный передатчик, через который на Phoenix передаются команды с Земли. Но эту неполадку ученым удалось обойти.

Phoenix Mars Lander

Специалисты утверждают - временные технические неполадки не помешают исследованием. Во вторник 27 мая Phoenix своей механической рукой должен был раскопать траншею и взять первые пробы грунта с красной планеты. Вместе с тем космический аппарат ограничился лишь очередными фотоснимками для Земли.

После посадки нераскрывшийся защитный кожух заблокировал манипулятор-траншеекопатель и 28 мая Phoenix должен был открыть замок, фиксирующий механическую «руку». Рука-манипулятор Phoenix буквально привязана к корпусу аппарата, что позволило ей пережить путешествие и посадку на Марс. Для того, чтобы развернуться, манипулятору необходимо несколько раз повернуть свое «запястье», чтобы высвободить «локоть» и «предплечье» из защитного «рукава», сообщил эксперт из ЛРД Боб Бониц. На эту операцию у робота должно уйти два дня, отметил он.

Рука-манипулятор - основной инструмент исследований. Phoenix предстоит не путешествовать по поверхности, а буквально вгрызаться с ее помощью в марсианский грунт — на глубину до 60 см. Робот должен определить, есть ли в этом районе Красной планеты водяной лед, и, если есть, — содержит ли он органические молекулы. Фактически, робот будет занят поиском свидетельств существования жизни на Марсе. И хотя на месте посадки водяного льда на самой поверхности не видно, однако специалисты NASA уверены, что зонду удастся найти запасы воды на небольшой глубине.

30 мая Phoenix сумел вернуть подвижность своему 2,35-метровому манипулятор из титана и алюминия, высвободив его из защитного кожуха, изначально не раскрывшегося, провел ряд диагностических операций и начал работу. Зонд сфотографировал круговую панораму окружающего ландшафта, протестировал лазерное оборудование для изучения пыли и облаков и передал на Землю первую погодную сводку.

Phoenix Mars Lander

После серии тестов, специалисты NASA намерены при помощи камеры, установленной на манипуляторе, осмотреть нижнюю часть зонда и поверхность планеты под ним. Рука-манипулятор имеет 4 сустава, которые позволяют довольно гибко осуществлять позиционирование самого бура и системы забора проб грунта. Затем манипулятор должен будет выкопать траншею в грунте и доставить для анализа образцы почв с разных глубин. Они будут исследованы на предмет химического состава и наличия в них воды - сообщается на официальном сайте Phoenix Mars Mission.

31 мая зонд передал на Землю первые замеры, выполненные инструментом Lidar, предназначенным для анализа пыли в марсианской атмосфере. Он также передал вторую свою метеосводку. В целом марсианская погода в окрестностях зонда существенных изменений не претерпела: температурный диапазон составил -80... -30°C, как и в первый день. Пыль в основном сосредоточена на высоте примерно 3,5 км.

В этот же день у Phoenix была обнаружена еще одна техническая неполадка. Как сообщили в Университете Аризоны в Тусоне, который руководит научной миссией аппарата, поломка была обнаружена в ходе тестирования оборудования. Уильям Бойтон из Планетарной и лунной лаборатории Университета Аризоны сообщил, что неисправность локализована в устройстве, предназначенном для нагрева и анализа собранных роботом образцов марсианской почвы. Он особенно отметил, что ученые уже определили причину неполадок. По его словам, поломка не критическая, и в настоящий момент исследователи изучают возможности ее устранения.

Фотография Марса, сделанная Phoenix Mars Lander
Фотография Марса, сделанная Phoenix Mars Lander.

В ближайшее время манипулятор зонда должен будет взять пробы марсианского грунта. Исследовательское оборудование, установленное на зонде, проанализирует его состав, что, вероятно, позволит определить, могла ли в принципе такая почва содержать когда-либо живые микроорганизмы.

Источник: обзор myROBOT.ru