27.07.07 |
Новосисбирский "мотор-робот" - элемент роботехники будущего
|
В Заельцовском троллейбусном депо Новосибирска проведен эксперимент: у старенького троллейбуса вынули гидравлический усилитель рулевого управления, а на освободившееся место вставили маленькую легкую электрическую "штучку". Конструктивно облегченный троллейбус не только поехал, но и оказался значительно более легким в управлении.
Новинка – результат освоения глобального изобретения новосибирцев: интеллектуального электромотора, созданного в качестве стратегического компонента к самоуправляемым агрегатам будущего. Достаточно сказать, что этот "высокомоментный малогабаритный электродвигатель компенсирующего момента с электронным блоком управления" (так он значится в документах) на испытаниях выдает показатели эффективности, в 4 раза перекрывающие технические характеристики лучшего современного аналога – американского двигателя Т136 компании "UQM Technologies".
Кроме того, электронно-цифровая природа изобретения новосибирцев позволяет им требовать от него многочисленных вариантов выбора решений в зависимости от меняющейся обстановки. Во всяком случае, адаптированный специально под систему привода поворота руля, новосибирский "мотор-робот" обнаружил способность оптимизировать характеристики собственной работы в зависимости от характера грунта, нагрузки на колеса и других параметров. Старенький троллейбус от неожиданности чуть не растерял "рога", когда внутри его ожил агрегат, уместный разве что на космическом корабле.
По словам руководителя НПО "Сибтехномаш" Сергея Шаплова, который является одним из отцов миниатюрного электросилача, – это не первое применение новинки в системах управления транспортным средством. Недавно по заказу индийской компании "Sona Koya" был разработан аналогичный усилитель руля для грузовика с 4-литровым двигателем. Испытания показали не только новый уровень комфорта управления тяжелой машиной, но поставили "жирную точку" в теме гарантийного и послегарантийного обслуживания этого важнейшего агрегата. Дело в том, что никакого обслуживания не надо вообще – авторы уверены в 20-летнем сроке работы своего детища.
Как стало известно, результаты новосибирских испытаний троллейбуса с "интеллектуальным" рулевым управлением сейчас изучают в Беларуси, которая, как известно, является одним из крупнейших европейских производителей троллейбусов. Возможно, в скором времени белорусские троллейбусы станут первыми, в устройство которых внедрен элемент роботехники будущего.
Источник: Тольятти-Новости
|